вам нужен, необходимо определиться с задачами, которые он будет решать.
Существует несколько типов электровелосипедов, каждый из них соответствует разным задачам и имеет определенные характеристики, особенности комплектации и соответствующую цену.
В этой статье мы попытаемся рассказать и объяснить вам, на какие важные аспекты необходимо обратить внимание при выборе электровелосипеда.
Надеюсь, что эта информация будет вам полезной 🙂
Какие есть типы электровелосипедов
В мире существует много типов электровелосипедов. В Украине наиболее популярны четыре:
- Электровелосипеды с передним приводом
- Электровелосипеды с задним приводом
- Электровелосипеды с кареточным приводом
- Электровелосипеды с полным приводом
Рассмотрим каждый тип модели более детально.
Электровелосипед с передним приводом
Я почти уверен, что это — лидер продаж среди всех электромоторов, и это имеет очень логичные объяснения: доступная цена, неплохая скорость и простота установки.
Передний привод удобен тем, что для переделки велосипеда в электровелосипед почти ничего не нужно изменять в конструкции велосипеда, и это не требует излишних усилий и особых навыков с вашей стороны.
Вам нужно снять старое переднее колесо и на его место установить новое колесо со встроенным мотором. Все остальные элементы устанавливаются на раму и руль велосипеда на специальные крепления.
Плюсы:
Простая и быстрая установка.
Надежность механизмов.
Простота в использовании электровелосипеда.
Минусы:
Если у вас установлена амортизационная вилка на велосипеде, то постоянные старты переднего привода будут раскачивать вашу вилку, и будет износ рулевого стакана.
Со временем, возможно, потребуется замена или ремонт вилки.
Электровелосипед с задним приводом
Второй тип электровелосипедов — это велосипеды с задним приводом. На первый взгляд, разница лишь в том, что мотор-колесо находится позади велосипеда, но это не совсем так.
Меняется управляемость, она становится легче, чем на переднем приводе из-за того, что на переднем колесе нет дополнительного веса от мотор-колеса.
Меняется баланс веса на велосипеде. При сочетании очень мощного мотора и не очень умелого райдера могут возникнуть проблемы. Наименьшая из них — это встать на заднее колесо и гонять по городу, как Доминик Торетто. Самая большая — это потерять контроль и упасть.
Все это может возникнуть из-за того, что вся масса, включая вес райдера, идет на заднюю ось, потому что в любом велосипеде есть дисбаланс в сторону задней оси.
Плюсы:
Более надежная конструкция. Установка мотор-колеса в задние пазы считается более надежной потому, что посадочные места рассчитаны под нагрузку относительно передних посадочных мест. То есть сзади более «жесткое» крепление электродвигателя и почти нет дополнительных колебаний. Кстати, у нас есть статья о том, как установить мотор-колесо на заднюю ось.
Минусы:
Для установки требуются дополнительные специализированные инструменты. Ключ для кассеты или трещотки.
Полная перенастройка тормозов.
Полная перенастройка заднего переключателя скоростей.
Есть еще один минус, но его можно очень легко убрать.
Моторы мощностью от 500 Вт могут провернуть ось в дропауте (пазах установки) и таким образом повредить раму велосипеда. Базовая рама не рассчитана на такую мощность, поэтому ее нужно усилить. Сделать это можно с помощью усилителя дропаутов.
Одна небольшая деталь — и «минуса» больше нет.
Электровелосипед с кареточным приводом
Этот электродвигатель устанавливается непосредственно на каретку велосипеда.
Он не отличается по принципу действия от мотор-колес за исключением того, что он крутит не колесо, а переднюю звезду велосипеда или шкиф. В таком принципе работы мотора есть как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
Мотор расположен по центру велосипеда, поэтому у вашего электровелосипеда будет очень хорошее распределение веса. Также благодаря этому нет неподрессоренной массы спереди и сзади.
Не нужно перенастраивать или заменять тормоза, ваши колеса остаются конструктивно неизменными. То есть вы можете в любой момент их снять и установить новые.
Минусы:
Для установки или ремонта такого мотора вам понадобится специализированный инструмент для каретки и шатунов. Это очень специфический инструмент, который используется только для этого. Также потребуется открыть замок цепи. Для этого тоже нужен дополнительный инструмент.
Кареточный мотор очень сильно повышает износ трансмиссии велосипеда. Привод идет напрямую через цепь или ремень. Из-за этого цепь растягивается, и может быть дополнительный износ задних звездочек.
Электровелосипед с полным приводом
Электровелосипеды на полном приводе в каком-то смысле — идеальные велосипеды.
Как и во всех других типах, есть свои преимущества и недостатки, но здесь очень много «но», поэтому рассмотрим все по очереди.
Полный привод, как и на автомобилях, дает лучшее сцепление с дорогой, и увидеть все возможности полного привода можно на холмах или сложных трассах.
Также вы сможете почувствовать невероятную силу очень быстрого ускорения. Поскольку на велосипеде 2 электромотора, то логично, что им легче разгоняться с места, чем велосипеду с одним мотором.
Плюсы:
Более резкий старт и разгон по сравнению с велосипедами, у которых один мотор.
Повышенная проходимость также благодаря наличию двух моторов.
Минусы:
По-моему, основные минусы будут касаться денег. Но здесь, кому как.
Во-первых, полный привод потребляет больше электроэнергии, поэтому сразу нужно рассчитывать на аккумулятор с большей емкостью.
Во-вторых, нужно 2 контроллера для управления двумя моторами.
В-третьих, обслуживать нужно 2 мотора одинаково.
Все эти пункты прямо увеличивают стоимость электровелосипеда.
Больший аккумулятор — больше денег, два контроллера — больше денег, обслуживать два мотора — больше денег.
Если деньги не проблема, то вот вам действительно существенный минус.
Вес. Каждый из моторов весит примерно по 5 кг. Аккумулятор в корпусе, например, на 20 Ач весит еще 5 кг. Добавьте туда два контроллера и все провода и получите дополнительный вес к вашему велосипеду +20 кг. И это все примерно.
Поскольку в настоящее время в Украине «все в порядке» с велосипедными дорожками, то весь этот дополнительный вес нужно будет поднимать на бордюры, лестницы в переходах и так далее.
Типы мотор-колес
Рассмотрим два наиболее популярных типа мотор-колес в Украине.
Редукторное мотор-колесо
Первый тип — редукторное мотор-колесо. Очень часто встречается на многих современных электровелосипедах. Посмотреть на них вы можете здесь.
Плюсы:
Небольшой вес по сравнению с мотор-колесами с прямым приводом.
Хорошая тяга «с низов», то есть эти мотор-колеса стартуют более «ярко».
Минусы:
Больше деталей, чем у мотора с прямым приводом. Например, обгонная муфта и шестерни планетарного механизма имеют свойство изнашиваться, и время от времени их придется менять и обслуживать.
Мотор-колесо с прямым приводом
Второй тип — мотор-колесо с прямым приводом. Зарекомендовали себя как очень надежные моторы.
Плюсы:
Надежность. Довольно простой механизм работы, у них просто нечему ломаться.
Минусы:
Больший вес по сравнению с редукторным мотор-колесом.
Меньшая тяга «с низов».
Запас хода
Запас хода любого электровелосипеда — это лотерея. Не в том смысле, что нужно вытянуть счастливый билет, чтобы велосипед ехал, а в том, что на его запас хода влияет очень много разных факторов.
Все, кто говорит вам, что вы точно проедете 50 км или 70 км на том или ином велосипеде или на том или ином аккумуляторе, не зная даже ваш вес и режим, в котором вы будете эксплуатировать велосипед, — это лжецы, мошенники или просто люди, которым «лишь бы продать».
Чтобы хоть как-то приблизительно рассчитать запас хода электровелосипеда нужно учитывать такие факторы:
- емкость аккумулятора;
- мощность мотора;
- стиль езды;
- местность;
- вес райдера.
Попробуем рассчитать более-менее «стандартную» комплектацию.
Возьмем для примера мотор-колесо 36V 350W, аккумулятор 36V 13Ah и вес райдера 70–80 кг.
В среднем такой электровелосипед может проехать примерно 30 км.
А теперь переходим к интересному.
Часто тормозите и стартуете — минус от запаса хода
Начали крутить педали — плюс к запасу хода
Ветер дует в лицо — минус от запаса хода
Начали ехать в гору — минус от запаса хода
Неправильно следили за аккумулятором, пока он простаивал, — минус от запаса хода
И таких нюансов может быть еще много, перечислять все нет смысла.
Вывод из всего этого:
Если какая-то комплектация «проезжает» у каких-то продавцов на 20 км больше, чем у всех остальных или по отзывам владельцев, потому что у них «супер-пупер» технология сохранения энергии или их велосипеды заряжает Меркурий, то это все ерунда!
Дополнительные возможности
Этот блок о некоторых важных моментах, на которые тоже нужно обращать внимание при выборе электровелосипеда.
Pas ассистент
Если кратко — это автоматическая помощь электродвигателя, когда вы крутите педали.
Если не кратко, то это специальный датчик, который распознает момент, когда вы начинаете крутить педали, и в этот же момент он подключает электромотор и этим помогает вам ехать. Вам не нужно ничего нажимать или запускать, просто начать крутить педали.
Сила помощи мотора, конечно, регулируется. Условно там может быть 5 скоростей помощи, где первая скорость едва помогает, а пятая крутит так, что капец.
Аккумулятор теряет заряд в зависимости от выбранной силы помощи (скорости), чем сильнее, тем меньше у вас остается запаса хода.
Быстрая зарядка
Обычно к электровелосипеду или электронабору к велосипеду идет зарядное устройство аккумулятора. Тут нужно внимательно смотреть, какое именно будет в комплекте. Например, у вас есть аккумулятор 36V 10Ah и зарядка 36V 2A, то полная зарядка будет длиться почти 5 часов. Это не долго, но и не быстро.
Если зарядку заменить с 2A на 5A, то для полной зарядки потребуется почти 2 часа. Это на порядок быстрее, но и ускоряется деградация аккумулятора и уменьшается его срок службы.
Поэтому тут нужно выбирать, что вам больше нужно, скорость или долговечность.
Надеюсь, эта статья помогла вам хоть немного разобраться в том, как выбрать себе электровелосипед. Жду ваших вопросов или замечаний в комментариях!